Обзор Таврической губернии
Таврическая губерния, как административно-территориальное образование, существовала с октября 1802 по ноябрь 1917 года. В разное время состав губернии менялся – выделялись уезды и градоначальства. К началу XX века в ее составе были: Бердянский уезд, Днепровский уезд, Евпаторийский уезд, Мелитопольский уезд, Перекопский уезд, Симферопольский уезд, Феодосийский уезд, Ялтинский уезд, а также Керчь-Еникальское, Севастопольское и Ялтинское градоначальства.
В разделе представлена краткая история развития Крымского полуострова и материковой части Таврической губернии от появления здесь тавров до начала XX века, а также история заселения данной территории различными народами. Приводятся источники информации и дополнительные издания для более широкого ознакомления с темой. Если источник содержится на сторонних ресурсах, дается прямая ссылка на полный текст документа. Издания, содержащиеся в фондах КРУНБ им. И. Я. Франко, можно детально изучить в отделе редкой книги.
- Исторический очерк
- История заселения
- Народонаселение
- Библиография
Исторический очерк
Начало истории Тавриды, как начало истории и всех стран и народов, имеет характер загадочный, мифический. Несомненно только то, что Таврический полуостров, всегда отличавшийся благодатным климатом и богатством естественных произведений, с незапамятных времен был заманчивым уголком, куда стремились различные племена и народы, то с мирной целью колонизации и культуры края, то с целью грабежа и разрушения.
За 1800 лет до начала нашей эры в Тавриде обитал народ суровый и дикий, известный под названием тавров. От имени этих обитателей Таврида и получила свое название. Тавры жили в горах и строили города. Одной из построек, воздвигнутых таврами, был храм, посвященный богине Диане. Он играл важную роль в греческих сказаниях. Находясь на месте около нынешнего Георгиевского монастыря, он служил местом, где совершались кровавые варварские обряды. Жрицы этого храма приносили в жертву людей, застигнутых бурей и выбрасываемых морем на берег.
Спустя приблизительно 100 лет после того, как тавры заявили о своем существовании в Тавриде, их спокойствие было нарушено воинственными амазонками. Они утверждаются в Тавриде и овладевают храмом Дианы, где приносят в жертву одних мужчин. Но скоро об амазонках перестают упоминать; они исчезли. Вот смелые, отважные аргонавты, отправляющиеся в Колхиду за золотым руном, выходят на берег Тавриды. Они и не помышляют о грозящей им опасности быть принесенными в жертву кровожадной богине. Одно стремительное бегство спасает их от ножа жриц Дианы. Здесь, в храме богини, находит себе убежище героиня Ифигения; и Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, в своих блужданиях по морю не миновал Тавриды.
В Крыму в глубокой древности жили еще киммериане; они поселились, как полагают, при Керченском проливе, который сохранил и до сих пор еще название «Босфора Киммерийского». Киммериане находились в порабощении у скифов. Когда за 1514 л. до P. X. скифы вторгнулись в южные степи России, у Днепра они столкнулись с киммерианами, которые обитали также во многих местах близ Черного моря вне полуострова. В этой борьбе часть киммериан была оттеснена к берегам Дуная. Оставшаяся в Тавриде часть киммериан принуждена была признать владычество скифов. Они долго сносили иго скифов, но около 700 г. до Р. Хр. выступили из Тавриды и направились в Азию. Далее скифы подчинили себе и жителей горной части Тавриды, и в последствии из смешения двух народов образовались так называемые тавро-скифы. Из всех скифских племен самыми развитыми и способными были те, которые имели царей и потому назывались «царскими» и заселяли нынешнюю Екатеринославскую губернию и Крым. Скифские цари, жившие в Таврии, имели влияние на всю Скифию.
Насколько царские скифы были восприимчивы к успехам культуры, показывает то, что из их среды вышел один из числа семи древних мудрецов — Анахарсис, современник и ученик Солона, знаменитого в истории законодателя.
С V века в исторической судьбе Тавриды совершается новая перемена — в Тавриде утверждается греческая жизнь и греческая цивилизация; впрочем, греки знали Черное море и его побережье еще за 8 столетий до Р. Х., но правильная и непрерывная колонизация Крыма греками начинается с V-го века. Берег Тавриды, благодаря грекам, закипел жизнью, полной удобств, благосостояния и свободы. Колонии: Каркенит (близ Херсонеса), Херсонес, Феодосия, Пантикапея (Керчь) и др. были рассадниками греческой культуры на берегах Тавриды, благотворному влиянию которой подверглись тавро-скифы, вытесненные теперь от берега в средину полуострова. Из числа греческих колоний в Тавриде наибольшей известности в истории достигли Пантикапея и Херсонес.
Пантикапея, основанная в 480 году до P. X. выходцами из Митилины, благодаря выгодному географическому положению при Черном море и Керченском проливе, соединяющем два моря, быстро увеличилась и сделалась самой богатой колонией. Пантикапея была столицей Босфорских царей и в то же время главным рынком Греции. Торговля Босфорского царства велась в обширных размерах, доказательством чего могут служить монеты этого царства, во множестве находимые не только в Керчи и вообще по побережью Черного моря, но даже в отдаленных местностях. Обнимая весь полуостров и прилежащие колонии, Босфорское царство с течением времени распространило свою власть на весь южный берег; Херсонес должен был покориться общей участи — им овладел босфорский царь.
Херсонес, колония гераклейцев, был на Трахейском полуострове тем же, чем Пантикапея на Босфоре. Будучи богатым и промышленным городом, он являлся главою владений гераклейцев, а эти владения простирались почти до Чатырдага. Зависимость Херсонеса от Пантикапеи продолжалась до половины І-го столетия, когда равно для всех греческих колоний в Крыму наступило неблагоприятное время.
Около ІІІ-го века до P. X. из Азии вторглись в Европу сарматы. Сильный, стремительный напор диких кочевников дал новые силы горным жителям Тавриды — тавро-скифам. Они стали теснить пределы Босфорскаго царства, и Херсонесская республика, город Феодосия и другие греческие колонии принуждены были признать владычество обитателей Таврических гор и платить им большую дань. Теснимые нападением варваров, Босфоряне обратились за помощью к Понтийскому царю Митридату-Евпатору. Немедленно Митридат отправляет двух своих полководцев, Диофанта и Неоптолема, с большим войском. В то время, как один из них, Неоптолем, занял Пантикапею, разбив войско сарматов, другой старается присоединить к владениям Митридата богатый Херсонес. Под предлогом помощи Херсонесцам против тавро-скифов, Диофант повел свои войска на Трахейский полуостров и взял крепость Палакион, одну их трех крепостей, построенных тавро-скифским царем Скилуром для защиты горных проходов. Затем, встретившись в открытом поле с царем Палаком, сыном Скилура, Диофант победил тавро-скифское ополчение и взял в плен Палака. Следствием этой победы было занятие Херсонеса.
Наконец Понтийское царство пало и Таврида перешла во власть Рима. В период римского владычества замечается упадок Пантикапеи; Херсонес же в это время возвышается: ему дано было самоуправление и свобода от податей и мало по малу Херсонесцы овладевают всем берегом Тавриды.
В начале ІІ-го века по P. X. в Тавриде появились аланы — азиатские орды, бродившие сперва в степях прикаспийских, а потом по берегам Азовского и Черного морей; они вытеснили из Тавриды сарматов и поселились в ней.
Почти одновременно с аланами к берегам Черного моря переселились из стран, прилегающих к Балтийскому морю, готфы или готы и частью утверждаются в Тавриде. На благодатной почве Крыма варвары стали перерождаться. Здесь они были озарены светом христианства. Епископ Феофил, проповедовавший христианское учение ост-готам, заслужил имя готфского просветителя. И вот в 375 г. на Европу налетает в лице гуннов страшный ураган. Коснулся он сперва готфов: они должны были уступить свою страну диким пришельцам и вся степь, от р. Дона до Днестра, оказалась в руках гуннов. По занятии ими этой местности, настал час и для Тавриды. Гунны вторглись в Тавриду и предавали все мечу и разорению. Под грозными ударами гуннов окончательно пало Босфорское царство, прежняя краса Тавриды, а Пантикапея была разрушена.
В 434 году Аттила (прозванный «бичем Божиим»), соединив гуннов и покоренные народы в одно целое, устремился в западную Европу. Часть же готфов, засевших в Тавриде, не поддалась всеобщему движению на запад; они остались, предпочитая мирную оседлость воинственным передвижениям.
В 464 году в Тавриде явились угры, завоевавшие Босфор. В 539 году угры вышли из Таврии и, переправившись через Дунай, опустошили границы Византийской Империи. Император византийский Юстиниан для предотвращения варваров построил целый ряд укреплений для защиты своих владений на Балканском полуострове и в Тавриде. Он велел восстановить стены Босфора и Херсонеса, построил укрепления Алуштинское и Гурзуфское и оградил южное побережье рядом укреплений от нападения неприятелей. Здесь обитали готфы, оставшиеся после удаления гуннов, и начавшие жить государственной жизнью, почему все южное побережье в то время называлось еще «Готфией». Так продолжалось до конца VІІ-го века, когда в Тавриду устремляются новые варвары — то были хозары.
Хозары, переправившись через Таврический Босфор в 679 году, покорили угров и отняли у них все укрепленные места. Готфы принуждены были платить дань новым владетелям.
Поселившись на восточных и северных равнинах Тавриды, хозары, как властители страны, назвали Тавриду Хозарией. Хозары были очень воинственны, и греческие императоры искали их дружбы и просили у них помощи и защиты от набегов подвластных им варварских племен. Мало того, хозары в VІІІ-м веке брали дань с окружных славянских племен.
Лишь только единая власть русского князя сплотила силы разрозненных славянских племен, Русь делается могущественной и прежние данники хозар обращаются в победителей: князь Святослав берет столицу хозар Белую Вежу на Дону и присоединяет их владения в Тавриде. Таким образом Русь притягивает к себе Крым; начинается та связь, которая спустя 800 лет с небольшим, окончательно слила обе эти страны. В истории Тавриды, столь много испытавшей, начинается новый период. В начале его здесь, на полуострове, совершается всемирно историческое событие: Херсонес был купелью св. Владимира, крестившего всю Русь, и это событие было залогом будущего соединения Тавриды и России, ставших в 988 году родственными. Потянулась цепь из Херсонеса в Русь, но воинственные варвары, передвигаясь с востока на запад, разрушают эту цепь за несколько веков, становясь посредине между Тавридой и Русью.
Не успело окончательно пасть хозарское царство, как Таврида делается около 894 г. добычей печенегов, которые заняли степную часть ее до гор. Горы оставались вообще неприступными для кочевников Азии, сросшихся с беспредельной степью, так что южный берег ограничился только данью. Печенеги не разрушали остатков греческой культуры и сами подверглись влиянию культурной жизни; они вышли из состояния варварства и одни занимались земледелием, другие (купцы) торговлей. Они сделались посредниками торговли между Россией, Хозарией (на Волге), Византией и Херсонесом и даже отняли у Херсонитов всю торговлю с Востоком.
Цветущее состояние печенегов пало в начале XII века. Они были изгнаны из Тавриды новыми кочевниками — половцами или команами. Заняв часть полуострова, половцы принуждены были платить сначала дань готфам; но потом они овладели Керчью, покорили всю страну и сами обложили данью все города и таврические укрепления.
Половцы были только предвестниками новой грозы, собиравшейся в Азии над Европой. Они бежали перед воинственным передвижением монголов. И вот хищные орды монголов в 1224 году появляются в южной России, а в 1227 году они вторгаются и в Тавриду. Частью истребив, частью поработив половцев, большинство которых при нашествии переправилось через Дунай, монголы заняли равнины Крыма. Встретив в Венгрии отпор со стороны западной Европы, монголы утвердились в России и образовали «кипчацкое царство». Третий хан этого царства Мангу-Тимур, одаряя своих родственников владениями, отдал Оран-Тимуру Крым. Это было началом Крымского ханства (1266 г.). Спустя 60 лет Крымское ханство делается независимым от орды. Лишь только татары уселись в Крыму, как быт их подвергся изменениям. Они вышли из варварского состояния и стали развиваться. В Крыму началась новая жизнь, интересная тем, что носила восточный характер. Солхат, ныне Старый Крым, сделался столицей завоевателей и славился своей обширностью и великолепием зданий, многими школами и торговлей с самыми отдаленными странами.
Слабостью и упадком Херсонеса и других греческих областей в Крыму и неурядицей при наводнении полуострова татарами воспользовались генуэзцы. Они появились в Крыму в 1225 году, основали здесь несколько колоний и занялись торговлей. Еще ранее их венецианцы проложили себе путь к берегам Черного и Азовского морей для торговых целей и основали свои колонии в Крыму. Предприимчивые генуэзцы, завидуя им, стали для тех же целей переходить в Крым и не раз имели с венецианцами неприязненные столкновения. Чтобы упрочить свое положение в Крыму, генуэзцы упросили хана Оран-Тимура уступить им за деньги некоторые земли с условием платить ему пошлину за ввоз и вывоз товаров и прежде всего построили на месте древнего города Феодосии свою колонию под названием Кафы.
Стены города были восстановлены; построено было в виде амфитеатра такое множество домов и магазинов по отлогому скату, что сделало Кафу совершенно подобной Генуе.
Венецианцы не могли оставаться хладнокровными зрителями и начали неприятельские действия против генуэзцев. Разрушив несколько генуэзских колоний, находившихся на Мраморном море, венецианцы вошли в Черное море и стали осаждать Кафу.
Кафа была взята; но небывалая стужа прекратила военные действия; соперники заключили мир, по которому Кафа перешла обратно к Генуе. Могущество Кафы все более и более росло. В 1340 году Кафа дозволяет армянам селиться в своих окрестностях и приобретает этим большое число промышленных людей. С половины XIV века Кафа делается весьма могущественной. Она овладевает постепенно Судаком, Балаклавой и всей Готфией. Древние укрепления были возобновлены на всем протяжении берега, море считалось принадлежностью генуэзцев, a все гавани были покрыты судами. В Кафе и Сугдайе (Судаке) завязывались сношения с отдаленными народами Востока; здесь происходил обмен товаров, обмен мыслей, обычаев; сюда стекались несметные богатства. Имея войско, Кафа вела войны, выдерживала осады, помогала другим. Генуэзцы имели сильное нравственное влияние на окружных обывателей; они распространяли между иноверцами христианскую веру и образование; ввели многие улучшения в их хозяйстве и, между прочим, разведение винограда; в городах строили великолепные дома, магазины, склады, лавки, крепости, фонтаны, водопроводы, запруды, цистерны, колодцы и пр. В Крыму и до сих пор сохранилось, хотя и в развалинах, достаточное количество памятников их замечательных трудов. Вообще генуэзцы были настолько полезны для благоденствия Крыма, что владетели его, татары, сочувственно относились к торговцам и не нарушали без вызова мирной их жизни.
Двести лет продолжалось могущество генуэзцев в Крыму, когда Крым подвергся новому перевороту. Генуэзцы стали неисправно платить дань татарскому хану, высокомерно и даже с презрением относиться к татарам и даже перестали признавать верховную власть хана. Вследствие этого происходили между татарами и генуэзцами частые ссоры и даже войны; наконец, татары принуждены были обратиться за помощью против генуэзцев к турецкому султану (Магомету II), который, воспользовавшись этим, выслал в 1475 г. в Крым войско и флот из 482 судов и завладел Кафой: город был разрушен; одна часть жителей была умервщлена при его взятии, а другая часть (40 тыс.) была перевезена в Константинополь; некоторые бежали в горы и впоследствии смешались с татарами. Турки не ограничились разорением Кафы: Судак, Балаклава, Херсон, Мангуп, Керчь и некоторые другие города были превращены в груды развалин; хан Менгли-Гирей был отправлен в Константинополь. Три года лилась кровь ручьями в Крыму. Наконец, алчность Магомета была утолена богатыми подарками. Крым сделался подвластным Турции. В период владычества турок Крым изменяется во внутренней своей жизни. Татары превращаются в дикую орду, для которой воинственные нападения и разбои составляют главное занятие. Неоднократно татары целыми полчищами нападали на южную Россию, грабили, жгли города и села, а жителей уводили в плен, обращая их в рабов. Московское правительство принимало разные меры, чтобы обезопасить свои земли от этих внезапных набегов: оно строило крепости, делало засеки, на курганах и высоких деревьях помещались сторожевые люди, которые о всякой опасности давали знать в Москву. Кроме того, высылались на юг московские отряды, которые вместе с казаками нападали на крымцев в их собственных владениях. Особенно удачен был поход в 1559 г. при царе Иоанне IV, когда Адашев проник в самый Крым и разорил несколько улусов.
Набегам татар и даже существованию их орды, как отдельного государства, был положен конец в славное царствование Екатерины Великой. Во время первой турецкой войны князь Долгорукий без труда занял Крым. Татары не могли оказать никакого сопротивления нашим регулярным войскам, так как привыкли лишь к хищническим набегам на беззащитных жителей сел и городов и Долгорукий брал у них одну крепость за другой. Екатерина придавала большое значение занятию Крыма и присоединила к фамилии покорителя его наименование крымского. Война с турками между тем продолжалась еще несколько лет. Наконец, заключили мир, по которому Крым был признан независимым от Турции. Россия получила часть берегов Азовского и Черного морей с крепостями: Азовом, Керчью, Кинбурном и др.; русским купеческим кораблям отрыто было свободное плавание из Черного в Средиземное море и пр.
Лишившись влияния на дела Крыма, Турция употребляла всевозможные меры, чтобы возвратить себе Крым. Но Россия со своей стороны тоже заботилась об утверждении своего влияния над татарами. Вследствие этого в Крыму образовались две враждебные партии — русская и татарская, которые постоянно враждовали между собой, и ханами становились приверженцы то России, то Турции. Наконец, Екатерина Великая, воспользовавшись просьбой хана Шагин-Гирея прислать ему войско для усмирения мятежников, приказала занять Крым, и он, таким образом, был присоединен к России. Шагин-Гирей сложил с себя ханское достоинство и отправился на житье в Россию.
Манифест о присоединении Крыма был издан 8 апреля 1783 года. Вслед за этим князь Потемкин отправился в Крым для принятия его под скипетр России и для устроения нового порядка. Он энергично стал заселять Тавриду, вводить разного рода промыслы, строить порты, заводить Черноморский флот и т.д. Из завоеванной местности была образована Таврическая область, переименованная впоследствии в губернию и разделена на 7 уездов (а впоследствии на восемь). Областным городом был Ак-Мечеть, переименованный в Симферополь.
Для Таврической области, а потом губернии, Высочайше утвержден следующий герб: в золотом поле двухглавый орел; на груди его в голубом поле восьмиконечный крест, указывающий, что крещение во всей России «через Херсонес произошло».
Спустя 4 года после присоединения Крыма, Екатерина предприняла сюда поездку: пробыла здесь 12 дней, посетив Перекоп, Бахчисарай, Инкерман, Севастополь, Карасубазар, Судак, Старый Крым и Феодосию. Вместо татарских имен Императрица дала городам греческие названия: Ак-Мечеть назвала Симферополем, Ахтияр — Севастополем, Эски-Крым — Левкополем (ныне Старый Крым), Кафу — Феодосией, Гезлев — Евпаторией, самый Крым — Тавридой. Императрица осталась вполне довольна всем, что видела в Крыму и в Новороссийском крае и дала виновнику благоустройства края генерал-губернатору Потемкину наименование Таврического.
История заселения
Заселение материковых уездов
Почти до конца прошлого века нынешняя Таврическая губерния входила в состав Крымского ханства. В то время, как на полуострове проживало густое оседлое население, материковая часть ханства представляла собой необозримую степь, служившую кочевьем полудиким ногайцам. Русское правительство желало привить ногайцам оседлый образ жизни, принуждало их заниматься садоводством, хлебопашеством, устроило для них город (Ногайск), но ногайцы были далеки от условий оседлой жизни и в 1860-61 г., во время переселения татар из Крыма, все ногайцы переселились в Турцию. Во время этого громадного переселения северные уезды совершенно опустели.
Правильная русская колонизация Таврической губернии началась с присоединения Крыма к России, хотя русские проникали сюда и ранее, но только на время, для занятия рыболовством, для выпаса скота, для чумачества. Здесь же, на Кинбурнской косе и по низовью Днепра, в первой половине XVIII столетия проживали запорожские козаки, ушедшие за границу вместе с Мазепой.
В виду намерения Императрицы Екатерины II-й посетить вновь приобретенный край, Потемкин спешил как можно скорее заселить его. Сюда (в материковые уезды) переселились раскольники, некогда ушедшие в Турцию. Помещики, наделенные здесь большим количеством земли, стали переводить сюда своих крепостных из внутренних губерний. Земельный простор и льготы привлекли в Новороссию толпы беглых и бродяг. Сюда же высылались из внутренних губерний различного рода преступники, приговоренные к ссылке в Сибирь. Государственные крестьяне густонаселенных губерний самовольно переходили в просторные Таврические степи. С начала этого столетия начинает заселяться правый берег реки Молочной: то были сперва духоборцы, и после молокане; они переселились сюда частью добровольно, а частью были сосланы по распоряжению правительства. Спустя лет сорок, духоборцы, за распространение своего учения среди православного населения, были выселены из Таврической губернии на Кавказ, а на их место были вызваны другие переселенцы из внутренних губерний.
Вслед за духоборцами началась иностранная колонизация, сначала вдоль р. Молочной, а затем близ р. Берды. То были католики, лютеране и менониты, они получили хороший земельный надел и образовали несколько колоний; им даны были различные льготы: свобода вероисповедания и свобода от воинской повинности.
В начале шестидесятых годов в Таврическую губернию переселились из Турции болгары, которые получили хороший земельный надел, по 125 руб. пособия на семью и льготы по отбыванию воинской повинности.
В конце шестидесятых и в начале семидесятых годов в Таврическую губернию переселяются чехи, поляки, однодворцы и чиншевики, которые получили земельный надел в том размере, в каком владели соседние государственные крестьяне.
Образование новых селений в материковых уездах происходит непрерывно до сих пор, и новые поселенцы устраиваются на казенных землях.
Заселение Крыма
По окончании русско-турецкой войны (в 1774 году), приобретенные в нынешней Таврической губернии крепости Керчь, Еникале и Кинбурн стали заселяться русскими жителями. В следующем году в окрестностях Керчи были поселены Албанские греки, помогавшие, в виде ополчения, русским войскам против турок во время войны. После присоединения Крыма к России, грекам поручили надзор за южным берегом, при чем им было даровано около 11,000 десятин земли в окрестностях Балаклавы. Поселившись в г. Балаклаве и некоторых деревнях, новые поселенцы составили так называемый «греческий батальон».
Незадолго до присоединения Крыма, русское правительство решило вывести христиан из Крыма. Это дело было поручено Суворову, который (в 1779 г.) на шести тысячах подвод отправил из Крыма более 30,000 душ обоего пола; переселенцы водворены были близ г. Мариуполя и Нахичевани. Вслед за присоединением Крыма к России началось переселение татар в Турцию. Переселение это приняло огромные размеры и правительству пришлось тогда же принять меры к заселению опустевшего края: в Симферопольском и Феодосийском уездах были водворены отставные солдаты, явившиеся по вызову правительства, а в Аутке (на южном берегу) поселились возвращенные из под Мариуполя греки в числе 20 семейств.
Правильное заселение Крыма стало с начала нынешнего столетия. Греки и болгары, выходцы из Турции, между прочим, поселились и в Крыму, при чем им дарованы были те же льготы, как и немцам-колонистам.
После Севастопольской войны из Крыма вышло в Турцию снова громадное число татар, при чем было покинуто ими 687 селений, из которых 315 совершенно опустели. Чтобы скорее заселить опустевший край, правительство назначило под поселения все земли, освободившиеся за выходом татар и значительную долю казенно-оброчных участков. Земли эти щедро раздавались безземельным, проживавшим в Крыму, и переселенцам из внутренних губерний. Тогда же решено было поселить в степных крымских уездах эстонцев, чехов и немцев.
Нарезка казенной земли безземельным и отдача ее в аренду под постоянные поселения происходит до сих пор, хотя и в меньших размерах, нежели в 60-х годах.
Одновременно с правительственной колонизацией, шло также заселение помещичьих земель десятинщиками и купленных участков — крестьянами и колонистами материковых уездов нашей губернии.
Вместе с колонизацией вновь завоеванного края, заботы правительства были направлены также на устроение южного берега Крыма и забота о том, чтобы оживить край и ввести в нем правильное хозяйство, принадлежит князю Воронцову. При нем образован был Ялтинский уезд и Ялта из селения была обращена в город, при нем по южному берегу было проложено шоссе, сделаны местечками Судак, Алушта и Ак-Мечеть (Евпаторийского уезда). Одним словом, край окончательно вошел в нормальное положение и, не смотря на то, что не мог похвалиться тесной населенностью, подавал надежды на скорое развитие, как возникла в 1853 г. Крымская война.
Народонаселение
По разноплеменности и разноверности населения Таврическая губерния представляет замечательный уголок на свете: здесь можно встретить представителей всех европейских и некоторых азиатских наций. По исповеданиям замечается не меньшее разнообразие, так как есть последователи не только различных религий, но и разных сект. Преобладающим населением является православно-христианское.
Русские (великоруссы, малоруссы и частию белоруссы) бывали в Крыму еще за долго до присоединения его к России в качестве торговых людей. Здесь же скрывались беглые от помещиков, и сюда же правительство потом высылало преступников.
Наконец, в Таврическую губернию стали переселяться крестьяне из разных губерний, преимущественно из южных и получали достаточный земельный надел.
Татары — остатки крымской орды; они разделяются на степных и горских. У степных татар до сих пор сохранился чисто монгольский тип: не высокий рост, сутуловатость, желтоватый и темный цвет лица, небольшой, часто сплюснутый нос, редкая борода и суженные глаза. Горнобережские татары отличаются высоким ростом и крепким телосложением; волосы и борода у них густые и черные, лицо правильное и приятное, нос прямой, нередко греческий; весь наружный вид их говорит в пользу того, что они родственны степным татарам только по религии, но не по происхождению. Татары трудолюбивы, гостеприимны, почтительны к старшим, набожны. К худым сторонам их жизни можно отнести их замкнутость (особенно женщин), вспыльчивость и равнодушие к образованию. Главное занятие татар садоводство и табаководство, а в городах — мелкая торговля.
Греки — большей частью потомки архипелагских греков, переселившихся сюда после русско-турецкой войны в 1774 году. Греки отличаются от природы изворотливым умом, хитростью и проницательностью. Живут они преимущественно в городах: Симферополе, Керчи, Феодосии, Бердянске, Бахчисарае и Балаклаве и в селениях по южному берегу Крыма. Главное занятие — торговля, рыболовство, табаководство и садоводство.
Болгары переселились в Таврическую губернию разновременно (начиная с 1802 года) из Турции. Болгары отличаются строгой религиозностью, склонностью к образованию и скромностью потребностей; живут отдельными селениями на Крымском полуострове и в уездах Бердянском и Мелитопольском. Занимаются земледелием и виноградарством.
Немцы разделяются на католиков и протестантов. Католики появились в Крыму с давних пор, а протестанты стали появляться с конца 18 века (преимущественно из Германии) и поселились главным образом по р. Молочной, где образовали до 40 хорошо устроенных колоний. Живут замкнутой жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие до сих пор не выучились говорить по русски. Занимаются земледелием.
Армяне живут в Симферополе, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории и Армянском Базаре. По вероисповеданию делятся на армяно-григориан и армяно-католиков; первые по своей вере ближе к православным, нежели вторые. Поселение армян в Крыму относят к X — XI веку. Они почти все грамотны и занимаются преимущественно торговлей.
Караимы считают себя потомками израильтян, отделившихся от Иудеев. По их сказаниям они переселились в Крым во время разрушения Иерусалима римским императором Титом. До сих пор сохранили свою веру и обычаи; пользуются правами наравне с русскими. Живут преимущественно в Евпатории, Феодосии и Мелитополе. Занимаются торговлей, многие из них землевладельцы.
Евреи появились в Крыму с давних пор. Живут почти везде, но преимущественно в Симферополе и Ялте и в уездах: Перекопском, Мелитопольском и Днепровском. Евреи занимаются торговлей и ремеслами. Нищих между евреями нет, по причине развития общественной самопомощи и благотворительности.
Цыганы не сохранили ясного предания о своем происхождении, но обыкновенно первоначальным отечеством их считают Индию. В Крыму цыганы живут в Бахчисарае, Симферополе, Карасубазаре, Феодосии, Евпатории и др. местах. Большая часть из них ведет бродячий образ жизни. Занимаются кузнечеством, коновальством, деланием решет, ворожбой, меной лошадей, попрошайством и пр. Цыганы неряшливы, суеверны и необыкновенно беспечны; грамоты вовсе не знают.
Поляки являются жителями городов по преимуществу, рассеяны они более или менее по уездам, при чем наибольшее число их приходится на Мелитопольский уезд.
Эстонцы и Чехи появились в Крыму вскоре после Крымской войны и водворились в Перекопском, Евпаторийском и Симферопольском уездах и частью в Мелитопольском; получили наделы от 15 до 30 десятин земли на душу. Ведут хозяйство довольно успешно.
Библиография
1. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1915 год / издание Таврического губернского статистического комитета ; под редакцией секретаря комитета [Г. Н.] Часовникова. – Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. – 724 с. разд. паг., [3] л. ил., [22] л. рекл. объявл. – Инициалы ред. указаны на обл.
2. Обзор о состоянии Таврической губернии за 1912 год. – Симферополь : Таврическая губернская типография, 1913. – 150 с. разд. паг.
3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел ; под редакциею Н. А. Тройницкого. Т. 1–89. [Кн.] 41 : Таврическая губерния. – [Санкт-Петербург : Паровая скоропечатня П. О. Яблонского], 1904. – 342 с. разд. паг. : табл.
4. Сборник статистических сведений по Таврической губернии / составленная Статистическим бюро Таврического губернского земства ; [общая редакция и предисловие К. А. Вернера]. Т. [1]–9. Т. 9 : Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь : Таврическое губернское земство, 1889. – 694 с. разд. паг. : табл.
5. Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении : (учебное пособие по родиноведению) : для городских училищ, средних учебных заведений и для народных учителей Таврической губернии / составил П. Татаринов. – Симферополь : С. Синани, 1894. – VIII, 96, [2] с.
|
|